АСТРОЛОГИЯ — НАУКА И ЯЗЫК

С. Айзин , М. Левин

 

Астрология проявляется в двух основных ипостасях — как язык и как наука. В качестве языка она — средство выражения знаний и опыта, полученного неастралогическими способами. В этой ипостаси астрология играет роль, сходную с ролью математики по отношению к естественным наукам. Но, в отличие от математики, астрологический язык описывает не формы процессов, а их содержание. Поэтому он может использоваться для выражения не только внешнего опыта, но и внутреннего, в том числе и мистического. Однако, выражая и структурируя опыт, язык сам по себе не создает качественно нового знания.

В качестве науки астрология — средство познания мира, мировых законов, и в высшем проявлении — одно из средств постижения истины. Все остальные способы использования астрологии проистекают на этих двух. Конечно, для более эффективного использования астрологии как практического инструмента консультирования, терапии, прогнозирования и т.д. Было бы полезно различать ос ипостаси, и в каком качестве мы ее используем в данный момент. Это позволит понимать природу и основу используемых знаний и методов: опираемся ли мы на астрологические знания, или используем знания, взятые из гуманитарных наук, религиозной традиции, или откуда-нибудь еще, и переведенные на астроязык. Для оценки надежности, точности и обоснованности знаний и методов это необходимо. Тем более сейчас, когда неимоверно расширилась область применения астрологии и увеличилось количество применяемых систем и методов, и один астролог или маленькая группа уже не в состоянии пропустить через свой опыт все новые методы и, таким образом, проверить их.

Чтобы различить язык от науки нужны критерии «научности» и «языковости». Современная наука выработала такие критерии, которые в сумме определяют насколько знание может считаться истинным с точки зрения современного состояния науки. Вырабатывались они на протяжении нескольких тысяч лет, как результат интеллектуального поиска человечества, и оформились в последние четыре-пять веков, и это резко стимулировало развитие наук, особенно, естественных. Астрология пока еще с трудом воспринимает сложившийся в науке подход, и одна из причин, что критерии и парадигмы в научном виде в оккультных дисциплина неприложимы.

Но и отказаться от этого пути тоже нельзя. Иначе, отбрасывая вопрос содержательности, общей значимости и, в конечном счете, истинности своего знания, астрология остается чистым ремеслом, ставящим только вопросы инструментальные, с позиций голого прагматизма: «удобно-неудобно, эффективно-неэффективно, устраивает клиента, или нет?» Это переводит астрологию в разряд аутсайдеров не только в современном научном сообществе и в социуме, но и в кругу духовных традиций. Ведь духовные традиции — это пути к Истине, а не поиск средств удобного существования. Напротив, подход с позиций «истинно или неистинно» может сделать астрологию одним из оснований новой культуры.

Конечно, такие критерии как воспроизводимость, логическая обоснованность и связность заключений, экспериментальная проверка результатов надо видоизменить, чтобы их можно было использовать в астрология. В классическом виде воспроизводимость, это независимость хода и результатов эксперимента от места, времени, состояния и индивидуальных характеристик исследователя, но в оккультизме время, место и субьект опыта являются условиями опыта, и влияют на результат. Однако, астрология может описывать свойства момента времени, места, исследователя, среды. И воспроизводимость в астрологии можно понимать как идентичность результатов при идентичности астрологических характеристик условий. Такую же процедуру «переноса с модификацией» можно применить и к другим критериям.

А так ли все это нужно? — Наверное, нужно, раз уж, начиная с Гоклена, многие астрологи упорно ищут статистические подтверждения астрологического знания. Да и видные западные астрологи, что-то часто в последнее время стали говорить о кризисе в астрологии. Но этот кризис отличается от научных кризисов. Кризис в науке возникает, когда накапливается масел экспериментальных фактов, которые нельзя объяснить в рамках существующих теорий. В развитии науки это естественные и неизбежные периода, как показал Т. Кун, как, впрочем, и в любом развитии. Но такие кризисы, а, значит, и развитие, возможны, если сеть средства соотнесения теории и опыта. Астрология такими средствами еще в полной мере не обладает, поэтому сегодняшнее состояние астрологии, это не кризис, а застой. Практикующие астрологи вынуждены соотносить традиционные и новые средства со своим опытом и интуицией, и ощущают неудовлетворенность состоянием дел, поскольку эта средства по уровню точности и надежности, зачастую, но отвечают требованиям, которые предъявляет современная культура, привыкшая к высокой точности. Развитие средств в одиночку — дело бесперспективное. Для перехода к коллективному опыту нужны средства верификации результатов, методов и теорий. Другие пути — доверие авторитетам, или развитие интуитивных средств. Вместе с экспериментальными средствами это делает астрологию мощным средством познания, а без них разбивает астрологическое пространство на многочисленные замкнутые шкалы, слабо связанные друг с другом. Результаты исследований любой такой шкалы будут иметь значение только в рамках этой школы. Для века Водолея это движение назад.

Для полноценного использования астрологии как языка тоже нужны свои критерии. Один из важнейших — наличие неастралогических средств, с помощью которых можно выделить и различить элементы и структуры объекта, описываемые астрологическим языком. Нет смысла говорить, что дуб под Юпитером, а яблоня под Венерой, если мы не умеем отличить яблоко от желудя. Часто при описании новых сфер и объектов возникает проблема соотнесения языка астрологии с независимым языком описания этого объекта. При использовании в качестве независимого языка, скажем, языка психологии выясняется, что элементарные понятая психологии, зачастую, соответствуют сложносоставным в языке астрологии, и наоборот, а многих астрологических элементов и структур и вовсе нет в психологическом языке. То сеть, эти языки по-разному структурируют человека. Это инициирует создание другого языка описания объекта, со структурой, изоморфной структуре астрологического языка. Астрологам это приходится делать часто, но наличие независимых сродств различения при этом необходимо, иначе язык астрологии замыкается сам на себя, ходи и может возникнуть иллюзия, что мы описываем объект. Так, например, часто используются термины типа «уровень сознания», «тонкий план» и т.д., причем отсутствуют сродства различения — какой «план» «прорабатывает» человек в этой жизни или в данный момент и на каком «уровне сознания» находится. При практическом использовании пустота такого текста обнаруживается сразу.

Средства различения необходимы и научной астрологии, особенно, при экспериментальной проверке выводов. Но при языковом использовании астрологии эта средства могут и не быть «объективными». Из астрологии нельзя устранить мистическое начало, да и от надо этого делать. Мистик прекрасно может использовать язык астрологии для выражении своего опыта, как это делают каббалисты. Но природа мистического опыта такова, что его можно передать только последователям, и, принципиально, нельзя сделать предметом научной дискуссии. Здесь лежит рубеж между научным путем и мистическим, так как мистический опыт индивидуален. Как высшую награду за возможность прямого контакта с Истиной мистик получает град камней и никогда не получает научных званий, впрочем, он к ним и не стремится. Знание, полученное как откровение, может войти в научную традицию, но прежде оно пройдет проверку средствами, принятыми в науке.

Зарождающейся науке пришлось разделить эти два пути, и это оказалось полезно и науке и религии, отделив в самых основах религиозного мировоззрения то, что пришло через Божественное откровение от традиционных представлений старых культур. И в астрологии мы мажем разделить жанры, чтобы отделить зерна от плевел, а это будет возможным, если будут выработаны критерии, отделяющие научное от всего остального. Авторы сделали попытку сформулировать такие критерии в виде проекта требований к работам, представляемым в качестве диссертаций, что, по нашему мнению поэвалит ввести научный подход в астрологическую традицию.


На главную
Напишите мне

Hosted by uCoz