ЛЕКЦИЯ 1

АСТРОЛОГИЯ И НУМЕРОЛОГИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА ПРИНЦИПОВ

Астрология, ставящая в соответствие положению и движению небесных объектов процессы жизни на Земле, как известно, является оккультной наукой. Как наука оккультная, астрология предполагает использование принципиально не формализуемых «методов», таких как интуиция, опыт, широкое и глубокое понимание астрологической символики и умение ее использовать при анализе конкретных ситуаций. С другой стороны, астрология, являясь наукой, пользуется и формальными методами, например, при расчете положения планет в Зодиаке или домов гороскопа.

Формализованный подход может быть использован при решении различных задач астрологии, таких, как исследование взаимодействий знаков Зодиака с планетами, определении работоспособности аспектов, свойств промиссоров, и так далее.

При прогнозировании событий и при ректификации гороскопа также можно использовать некоторые формальные методы. Они дают возможность получать результаты каждому человеку вне зависимости от того, насколько богато его воображение, велик опыт и сильна интуиция. Главное аккуратно и точно производить вычисления, заранее зная что именно надо вычислять в том или ином случае.

В принципе астрология ориентирована на решение трех задач: познания мира, прогнозирования событий и интерпретации астрологических карт. Перечисленные задачи можно идентифицировать крестами Зодиака: кардинальный крест, символизирующий активное действие, происходящее в какие-то моменты или интервалы времени — прогноз, ректификация карт, фиксированный, символизирующий постоянно действующие начала — интерпретация, мутабельный, символизирующий взаимосвязь — познание мира.

Формальными методами решения кардинальных задач, ректификации и прогнозирования событий, а так же мутабельной задачи — исследования свойств Зодиака, планет и гороскопа мы и будем заниматься, используя весь необходимый для этого аппарат астрологии.

Астрология связывает положение небесных объектов с жизнью человека или какой-то общности людей (семья, государство и тому подобное). Каким же образом эта связь организована, как она реализуется?

Мы живем в мире фактов, купаемся в них. Факты разнообразны и, на первый взгляд, кажутся неупорядоченными, но их можно привести в систему и найти законы, связывающие их. Это предмет деятельности конкретных наук.

Действительно, науки о природе и обществе можно подразделить на два типа.

Так в науках о свойствах и движении тел (физике), о свойствах и превращении веществ (химии), о строении и функционировании живых объектов (анатомии и физиологии), о жизни коллективов (биологии и социологии) и в их приложениях — во всех видах технических наук, геологии, медицине, агрономии и так далее, принято что-то измерять (возможно, затем обрабатывать результаты измерений математически) и сравнивать данные измерений в терминах «больше-меньше» и «равно-не равно».

В результате таких процедур появляются законы, количественно связывающие измеряемые величины. Так, например, закон Ома связывает величины напряжения и тока в электрической цепи через измеряемые свойства проводников, законы химической кинетики — величины скоростей реакций с измеряемыми концентрациями реагирующих веществ и температурой в зоне реакции, законы биологии на основе специфических измерений описывают возможности реализации живыми организмами своих генетических особенностей в конкретных условиях, законы социологии, описывающие функционирование человеческих коллективов, базируются на подсчете, усреднении и анализе мнений и представлений отдельных людей.

Итак, конкретные науки формулируют законы, обобщающие и связывающие между собой факты.

Но над законами существует мир, который связан с законами так же, как законы с фактами (аналогично тому, как в математике существует иерархия чисел, функций и операторов). Это мир принципов, являющийся предметом изучения наук другого типа. Здесь сравнение исследуемых объектов производится не в терминах «больше-меньше» и «равно-не равно», а в терминах «похоже-не похоже», «аналогично-различно». В этом случае исследуется не количественная, а символическая и качественная связь объектов. Этот тип наук представляет философия (в том числе и оккультная).

Принципы и являются тем общим, что связывает между собой внешне совершенно разные явления. Именно принципы символически связывают жизнь космоса с жизнью человека, с жизнью государства, с жизнью тех объектов, которые, казалось бы, никак с космосом не связаны. Процессы, происходящие на разных уровнях интерпретации символов, проходят «принципиально одинаково».

Принципы эти могут формулироваться по-разному. Например, принцип Меркурия — взаимосвязь, Сатурна — ограничение и структурирование. Законы различных видов философии, например, закон подобия Гермеса Трисмегиста, как и некоторые математические конструкции, также являются формулировкой принципов.

Однако, возможно описание принципов и другими способами. Существует, например, нумерологическая, наиболее общая символика принципов. Именно она, нумерологическая символика, и будет положена в основу нашей работы. При этом, поскольку мы занимаемся не нумерологией, а астрологией, исследования символики чисел будут носить прикладной характер и проводиться каждый раз в связи с решением конкретных астрологических задач.

Для иллюстрации сказанного рассмотрим символику первых четырех чисел.

ЕДИНИЦА — это недифференцированные потенции. С позиции астрологии — это космос, весь космос, как он есть.

Мы знаем, что с помощью космической символики можно описать возможность родиться и умереть, жениться и переехать в другой город, быть ленивым и безразличным или активным и целеустремленны. Сам космос содержит и способен описать все, что может произойти и все качества, которые могут проявиться, но только лишь наличие космоса (ЕДИНИЦЫ) ничего не говорит от том, что именно проявится, а если проявится, то когда и как.

Другими словами, ЕДИНИЦА имеет все, но не может ничего: нет причин, побуждающих к действию, нет возможности движения.

Разумеется, ЕДИНИЦА символизирует не только космос. В рамках многих задач можно найти недифференцированные потенции. Например, аспект «соединение» в астрологии. Действительно, знание того факта, что Сатурн находится в соединении с Меркурием и Луной мало что дает нам, надо еще знать в каких знаке и доме расположено это соединение и какие аспекты образует с другими элементами гороскопа. Любая смесь, компоненты которой не могут быть естественным образом отделены друг от друга, также символизируется ЕДИНИЦЕЙ.

Итак, для того, чтобы что-либо происходило, кроме потенциальных возможностей надо иметь что-то еще, заставляющее эти потенции каким-то образом проявиться. Это «что-то» связано с ДВОЙКОЙ.

Что же символизирует ДВОЙКА?

ДВОЙКА символизирует два противоположных полюса в их диалектическом единстве, диаду. В привычных нам выражениях это закон единства и борьбы противоположностей, но понятие диады шире этого закона.

Свойства диады заключаются в том, что ее полюса неразделимы и неслиянны (как, например, полюса постоянного магнита) и усиление (ослабление) одного полюса ведет к усилению (ослаблению) другого.

Именно наличие диады (пары антогонистических полюсов), символизируемой ДВОЙКОЙ, и является причиной движения как способа разрешения противоречий.

Внутри ЕДИНИЦЫ, например, в космосе, с позиций Земли, с позиций человека, живущего на Земле, можно увидеть диаду, образуемую внутренней и внешней по отношению к орбите Земли зонами космоса; диаду могут образовать также положения космических объектов в разные моменты времени. Если ЕДИНИЦА символизирует человека, от диаду образуют мужчина и женщина.

В астрологии ДВОЙКА символизирует оппозицию, аспект, который создает проблему, ставит задачу, но не дает возможности ее решить. Способ решения проблемы, поставленной ДВОЙКОЙ, символизирует ТРОЙКА.

ТРОЙКА — диада, дополненная третьим полюсом, называемым согласующим. Если ДВОЙКА символизирует оппозицию (геометрически это два полюса, соединенные прямой линией), то ТРОЙКА — треугольную конфигурацию, построенную на оппозиции. Аспекты, которые образует согласующий полюс с полюсами оппозиции, покажут, какие существуют возможности для разрешения заданной оппозицией проблемы. Например, тау-квадрат (два квадрата на оппозиции) говорит о том, что проблема будет решаться и решится с напряжением, в борьбе, проходящей в неблагоприятных условиях.

Космос, Земля, относительно которой определены положения космических объектов, и момент времени (ТРОЙКА) определяют космограмму , задающую потенции, связанные с этим моментом. В другой момент времени будут другие потенции, тождественных моментов нет, каждый новый момент несет в себе другие потенции.

Итак, ТРОЙКА символизирует возможность решения поставленной задачи, а само решение, реализацию — ЧЕТВЕРКА.

Первое, самое малое количество элементов, полюсов, которое может привести к реализации чего-либо — четыре.

Если дополнить триаду космос-Земля-момент времени, символизирующую космограмму, четвертым полюсом, местом на поверхности Земли, то полученная ЧЕТВЕРКА будет символизировать гороскоп — реализующуюся одним из возможных способов космограмму.

Действительно, гороскопы, построенные для одного момента времени, но для различных точек поверхности Земли, будут различаться, и, может быть, очень сильно. Одни и те же возможности, характеризуемые космограммой (определяющиеся моментом времени) будут реализоваться по-разному. Например, Солнце со своими аспектами может оказаться в одном случае в первом доме, а в другом — в пятом, Венера в одном случае в одиннадцатом доме, а в другом — во втором и так далее.

Следует отметить также, что ЧЕТВЕРКА символизирует единственно возможную реализацию (в отличие, например, от ПЯТИ), поэтому человек никогда не сможет выйти за пределы своей натальной карты.

Основа любого прогноза — натальная карта. Ничего такого, чего нет в натальной карте и ее развертках во времени с помощью различных методов прогнозов с человеком в жизни случиться не может. Рассмотрим свойства этой карты с позиций нумерологии и начнем этот анализ с изучения свойств временных циклов.

С циклическими процессами человек сталкивается постоянно. Такими процессами являются, например, смена времени суток, определяющаяся вращением Земли вокруг своей оси, смена времен года, определяющаяся вращением Земли вокруг Солнца, изменяющиеся фазы Луны, что связано с ее вращением вокруг Земли и вместе с ней вокруг Солнца, электромагнитные и механические колебания, юги индийской философии и многое другое.

Техника и точные науки используют специальный математический аппарат (ряды Фурье), позволяющий каждый процесс, отвечающий определенным требованиям, представить в виде суммы циклических (колебательных) процессов. Астрология также каждую исследуемую целостность (любую астрологическую карту) рассматривает как суперпозицию циклических процессов — наложение друг на друга циклов вращения планет вокруг Солнца, Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, прецессии земной оси и так далее.

С другой стороны, математика (интеграл Фурье) позволяет представить функции, заданные на ограниченном временном интервале, как часть каких-то циклов, идущих в ненаблюдаемом (комплексном) пространстве. Аналогично этому различные религии и теория инкарнаций также представляют ограниченную во времени жизнь человека как часть чего-то более общего, существующего тоже в ненаблюдаемом пространстве.

Однако, если свойства комплексных чисел и функций комплексного переменного в математике хорошо изучены, то формального описания свойств цикла, частью которого является человеческая жизнь (а в терминах астрологии натальная карта и ее развертки во времени) и параметров этого цикла пока, к сожалению, не существует, хотя и есть экспериментальные астрологические доказательства того, что гороскоп человека работает до его рождения и после смерти.

Эти доказательства будут рассмотрены ниже, а пока проанализируем общие свойства циклических процессов с позиций астрологии.

Астрология двенадцатерична. В ее основе лежит число 12 и числа, его составляющие. Исходя из этого и учитывая нумерологическую символику чисел, попытаемся проанализировать общие свойства циклов и использовать результаты такого анализа при описании свойств знаков Зодиака и домов гороскопа. Рассмотрим для этого любой процесс, протекающий во времени, как цикл, состоящий из двенадцати частей (фаз).

Следует отметить, что циклы можно делить не только на 12 фаз. Их анализ в рамках конкретных задач можно проводить и на другой числовой основе, например, 2, 3, 4 и так далее, но нас в данном случае интересует именно такое деление.

Итак, рассмотрим свойства фаз двенадцатеричного цикла, характеризующих их содержание, на основе нумерологической символики чисел.

 

{конец клетки таблицы}{картинка}AYZPIC11.GIF{конец клетки таблицы}{конец клетки

1) ЕДИНИЦА символизирует недифференцированные потенции, те конкретные свойства и возможности, которые могут быть раскрыты и реализованы при соответствующих обстоятельствах под действием некоторых сил.

Обратим внимание на то, что каждый процесс начинается с какой-то идеи, требующей реализации, с первоначального импульса, выводящего систему из равновесия. Этот импульс обладает какими-то потенциальными характеристиками, на раскрытие и реализацию которых направлен запускаемый им процесс. Другими словами, содержание первой фазы цикла — первоначальный импульс, требующий развития.

2) ДВОЙКА (диада) есть символ наличия проблемы, являющейся движущей силой любого процесса, символ оппозиции. Полюса диады всегда оппозиционны друг другу, но не всегда геометрически противоположны. Например, принципы Юпитера и Сатурна оппозиционны по смыслу независимо от взаимного расположения этих планет, от наличия и качества аспекта между ними, а если Юпитер и Сатурн находятся на расстоянии 180° друг от друга, то оппозицию образуют сами планеты. Следовательно, имеет смысл говорить о двух видах оппозиции — по смыслу и по положению.

Добавление полюса (ЕДИНИЦЫ) к любой целостности, к ЕДИНИЦЕ, ДВОЙКЕ и так далее, порождает оппозицию к этой целостности, изменяя ее смысл на противоположный, что говорит об оппозиционности прошлого настоящему и настоящего будущему.

С другой стороны, если ЕДИНИЦА и ТРОЙКА оппозиционны ДВОЙКЕ, ТРОЙКА и ПЯТЕРКА оппозиционны ЧЕТВЕРКЕ и, вообще, каждое нечетное число находится в оппозиции к обоим окружающим его четным, а каждое четное — к таким же нечетным, то, аналогично тому, что два числа, порознь равные третьему, равны между собой, все четные (нечетные) числа должны обладать каким-то общим свойством, отличающим их от всех нечетных (четных).

С позиций арифметики это различие заключается в способности или неспособности делиться на две равные целые части, символически же нечетность это асимметрия, активность, действие, экстравертность, мужское начало, а четность — оппозиционные им по смыслу симметрия, пассивность, восприимчивость, интравертность, женское начало. В частности, хромосомный состав клеток мужского организма ассиметричен, они содержат хромосомы двух типов — Х и Y, в то время как клетки женского организма содержат две Х-хромосомы.

Однако, оппозицию, символизируемую ДВОЙКОЙ, порождает, как было сказано выше, не только добавление к целостности единицы, но и прямое противостояние чего-либо, например, фаз (или групп фаз) циклических процессов на круговой диаграмме.

Следует отметить, что оппозиции по смыслу образуют четные фазы (числа) с нечетными, а оппозиции по положения в круговой диаграмме — четные с четными и нечетные с нечетными. Поэтому смысловая оппозиция образуется противоположными понятиями (например, содержание и форма, прошлое и настоящее), а оппозиция по положению — противоположными качествами или свойствами одной целостности (например, действующее начало — индивидуальное и коллективное, ресурсы — свои и чужие).

Этими положениями мы и будем пользоваться при анализе свойств фаз циклов.

Что же может составлять оппозицию неоформленным и недифференцированным потенциям первоначального импульса, являясь при этом непосредственным продолжением (второй фазой) цикла и воспринимая активность первой фазы? Очевидно, это форма, сам процесс оформления. А диада как целостность, оппозиция первой и второй фаз, на этой стадии является движущей силой разворачивающегося в цикле процесса.

Из изложенного следует, что во второй фазе первоначальный импульс оформляется. Приобретенная при этом форма «первоидеи» позволяет ей превратиться в активное усилие. Здесь собираются собственные ресурсы (материал и энергия), необходимые для развития и поддержания первоначального импульса.

3) ТРОЙКА (триада) сама по себе символизирует возможность решения той проблемы, которая задается ДВОЙКОЙ. Действительно, если ДВОЙКА ставит проблему, то добавление одного полюса создает к ней оппозицию, то есть символизирует возможность решения этой проблемы, требующую определенной активности, действий.

Эта возможность связана с использованием доступных ресурсов. Третья фаза характеризуется тем, что здесь приобретенная энергия и активность направляются на освоение того близлежащего пространства, естественной частью которого является развивающийся процесс, той среды, в которой существует первоначальный импульс, и на обмен информацией, без которого такое освоение невозможно.

4) ЧЕТВЕРКА (тетрада, кватернер) символизирует реализацию, решение задачи, поставленной ДВОЙКОЙ, с помощью заданных ТРОЙКОЙ возможностей. Действительно, смысловой оппозицией возможности решения является само решение, реализация. Поскольку задача и возможности ее решения полностью определены, эта реализация является единственно возможной.

В четвертой фазе воспринимаются приобретенные ресурсы и с их помощью происходит освоение собственных внутренних (ЧЕТВЕРКА — число четное) возможностей и свойств того первоначального импульса, который разворачивается в конкретном цикле. Эти внутренние возможности, свойства и качества первоначального импульса, а также степень их раскрытия и освоения, прямо или опосредованно определят содержание всех остальных фаз цикла, на их основе создается база для реализации его цели во внешнем мире.

5) Поскольку ЧЕТВЕРКА символизирует единственно возможную реализацию, оппозиционная ей ПЯТЕРКА, нечетное число, есть символ ее свободного и разнообразного проявления (единственность и множественность, заданность и свобода проявления оппозиционны по смыслу).

После того, как пройдена четвертая фаза и освоены собственные внутренние возможности первоначального импульса, возможно проявление только ему присущих свойств и качеств («творческое» проявление). Это и есть свойство пятой фазы цикла.

В творческом процессе рождается что-то новое, то, чего еще не существовало в мире и не могло бы быть создано никем, кроме конкретного творца. Действительно, только Пушкин мог написать «Евгения Онегина», только Бетховен — «Лунную сонату», только у единственной пары родителей может родиться конкретный ребенок. Все это несет отпечаток индивидуальности творящего и символизируется ПЯТЕРКОЙ. Результаты такого творчества позволяют сохранить свою индивидуальность для будущих поколений, но отношение к ним субъективно: одному нравится Байрон, другому — Гомер, к одному и тому же человеку разные люди относятся по-разному.

Результаты индивидуального творчества все вместе составляют само человечество и ту часть его культуры, которую называют искусством.

6) Следующая за ПЯТЕРКОЙ четная ШЕСТЕРКА является символом гармонии между «верхом» и «низом» какой-то целостности, между процессами и структурами различных уровней иерархии, символом ограничений на абсолютно свободное и неконтролируемое творческое проявление (смысловая оппозиция ПЯТЕРКЕ). Следует подчеркнуть, что речь идет о внутренней гармонии целостности, именно гармоничность внутренних взаимоотношений и является ограничением на свободу проявления имеющихся возможностей.

Таким ограничением может быть упорядочение результатов творчества. Поэтому в шестой фазе творческое проявление приобретает заданную структуру, каждый его элемент занимает надлежащее место, главное отделяется от второстепенного и гармонизируется взаимодействие частей целого с ним самим и целого со своими частями.

На этом заканчивается развитие первоначального импульса под действием внутренних сил и причин. Их возможности к этому моменту оказываются исчерпанными, все, что могло быть сделано, уже сделано, приведено в порядок, и для дальнейшего развития возникает необходимость взаимодействия с силами внешними, которые только и могут добавить ему требующуюся для этого энергию.

7) Первые шесть фаз цикла посвящены индивидуальному и самостоятельному развитию первоначального импульса, вторые же шесть фаз — его развитию при взаимодействии с внешним миром. Эти две части цикла оппозиционны и по смыслу (действительно, к одной целостности, состоящей из шести первых фаз, добавляется другая, состоящая из шести последних — к ЕДИНИЦЕ добавляется ЕДИНИЦА), и по положению, как две противоположные части круговой диаграммы цикла. Это дает нам возможность анализировать символику фаз от 7 до 12 как оппозиции по положению фазам от 1 до 6.

Седьмая фаза (символическая СЕМЕРКА) оппозиционна первой, которая есть {шрифт выделенный}сам{шрифт обычный} первоначальный импульс. Оппозицией к нему является внешний мир, та его часть, совместно с которой решаются индивидуальные задачи (ЕДИНИЦА и СЕМЕРКА в данном случае символизируют два полюса действующего начала).

Поскольку нечетная СЕМЕРКА по смыслу оппозиционна ШЕСТЕРКЕ, ориентированной на четкое и гармоничное иерархическое взаимодействие внутри какой-либо целостности, ее (СЕМЕРКИ) действие направлено наружу и заключается в свободном выборе окружения для совместной деятельности.

Выбор сил, которые помогли бы продолжить развитие (например, партнеров), и взаимодействие с ними представляют собой содержание седьмой фазы.

8) Оппозиционная по смыслу СЕМЕРКЕ ВОСЬМЕРКА должна символизировать что-то воспринимающее, направленное внутрь и противоположное свободному выбору. С другой стороны, восьмая фаза на круговой диаграмме оппозиционна второй, где первоначальному импульсу придается форма и для его развития собираются собственные ресурсы. Поэтому ВОСЬМЕРКА оформляет совместное действия, символизирует способность и возможность использования для этого чужих ресурсов (диада ДВОЙКА-ВОСЬМЕРКА — ресурсы).

Следовательно, восьмая фаза характеризуется тем, что здесь проверяется соответствие возможностей, определяемых первыми шестью фазами и связанными с самостоятельным развитием характеристик первоначального импульса, выбору, сделанному в седьмой фазе. Эта кризисная фаза. Если выбор был адекватен, то есть позволил создать устойчивую композицию внутреннего и внешнего, тогда для достижения своих целей могут активно использоваться чужие ресурсы, а если нет, то цикл может прерваться.

9) Как было сказано, ВОСЬМЕРКА символизирует оформление совместных действий и использование чужих ресурсов. Тогда ДЕВЯТКА должна направить эти действия наружу, аналогично действию ТРОЙКИ по отношению к ДВОЙКЕ. Но, если ТРОЙКА символизирует возможность действия самого оформленного первоначального импульса в доступной ему зоне, то оппозиционная ей по положению в цикле ДЕВЯТКА является символом возможности коллективных действий с использованием не только собственных ресурсов (расширяет сферу возможностей), символом причин этих действий.

Здесь термин «коллективность» не предполагает обязательной совместности, возможен просто учет задач и потребностей той целостности, элементом которой является реализующийся импульс при определении цели и направления действия.

В девятой фазе формируется цель, объединяющая индивидуальные цели, связанные с задачами первоначального импульса, с целями тех элементов внешнего мира, ресурсы которых были привлечены для решения этих задач в седьмой фазе.

10) Следуя той логике, которая была использована выше, можно сделать вывод о том, что ДЕСЯТКА, так же, как и оппозиционная ей по положению ЧЕТВЕРКА, связана с реализацией. Но реализует она возможности, символизируемые оппозиционной ей по смыслу ДЕВЯТКОЙ, то есть возможности коллективного действия, направленного на достижение коллективной цели, ее реализацию. Если в оппозиции ЧЕТЫРЕ-ДЕСЯТЬ, символизирующей реализацию, ЧЕТВЕРКА реализует индивидуальные внутренние возможности, являющиеся базой для достижения цели, «материалом», из которого она строится, то ДЕСЯТКА есть символ реализации коллективных внутренних возможностей (ДЕСЯТЬ — число четное), то есть внутренних возможностей той целостности, частью или элементом которой является развивающаяся в цикле индивидуальность (например, социума) или реализации собственных возможностей внутри этой целостности, сохраняя при этом ее структуру и форму.

Следовательно, десятая фаза связана с реализацией комплексной (индивидуальной и коллективной совместно) цели. Цель является теперь комплексной, потому что силы, поддержавшие первоначальный импульс в седьмой фазе и действующие совместно с ним, деформируют индивидуальную цель в своих интересах.

11) Если пятая фаза (ПЯТЕРКА) символизирует индивидуальное творчество, то оппозиционная ей по положению в цикле одиннадцатая фаза (ОДИННАДЦАТЬ) также должна быть связана с творчеством, но коллективным.

Однако, если коллективный труд — это совместная работа, где результат труда каждого складывается с результатами труда всех остальных (бригада строителей строит дом, бригада хирургов оперирует больного), коллективная цель — это цель какого-то сообщества, удовлетворяющая каждого из его членов (например, целью группы альпинистов является совместное восхождение), то термин «коллективное творчество» не может быть понят столь однозначно.

Можно предположить, что коллективное творчество, символом которого является число ОДИННАДЦАТЬ, в отличие от творчества индивидуального, символизируемого оппозиционной ему ПЯТЕРКОЙ, направлено не на создание чего-то, не существовавшего ранее, а на творческое познание объективно существующего. Собственно творчество в этом случае связано с разработкой способов получения информации и ее обобщения.

К таким видам творчества относится, например, научное творчество. Действительно, всемирное тяготение существует объективно. Закон всемирного тяготения Ньютоном был открыт, но не создан. Если бы этого не сделал Ньютон, то сделал бы кто-нибудь другой, что, конечно же, не принижает потребовавшийся для этого огромный творческий потенциал самого Ньютона, не умаляет его заслуг. То же можно сказать относительно любого закона любой науки и о его «творце».

Характерно то, что для науки одинаково важен каждый полученный результат и отношение к нему формируется в силу объективных критериев. Каждый из этих результатов, будь то какое-либо обобщение или данные оригинального эксперимента, может подтвердить или опровергнуть существующие представления, стать основой для выработки совершенно новых представлений об объекте исследования или получить применение в практической деятельности людей. Так, например, результаты измерения скорости света в различных направлениях привели к созданию Эйнштейном теории относительности, а законы Ома и Кирхгофа лежат в основе практических расчетов электрических цепей.

В этом случае приобретает смысл термин «коллективное творчество».

Коллектив, исследующий мир и создающий науку и ее приложения, не ограничен по численности и составу, время его действия также не ограничено. Много сотен и тысяч лет работает этот коллектив, состоящий из множества людей, живущих в различных странах и, зачастую, никак не связанных друг с другом. Каждый из полученных результатов такого творчества находит свое место, но не статически, как один кирпич или транзистор рядом с другим, образуя что-то законченное по заранее известной схеме или чертежу, а динамически, создавая условия для бесконечного развития темы.

Оппозиция ПЯТИ и ОДИННАДЦАТИ символизирует оппозицию искусства и науки, составляющих культуру человечества, оппозицию индивидуальности и коллектива, множества равноправных индивидуальностей.

Разумеется, такое «коллективное творчество» характеризует не только науку. В каждом конкретном цикле, проходящем через одиннадцатую фазу, оно проявляется специфическим образом.

Итак, полюса диады творчества (пятая и одиннадцатая фазы) оппозиционны по виду и содержанию творчества, по отношению к его результатам (субъективно-объективно) и по типу взаимодействия с той средой, куда они попадают.

С другой стороны, ОДИННАДЦАТЬ оппозиционно по смыслу ДЕСЯТИ, то есть творчески проявляет во внешнем мире те объекты и структуры, которые являются результатом реализации коллективной цели, в отличие от ПЯТЕРКИ, которая проявляет внутренние творческие возможности.

Реализованная в десятой фазе цель попадает в мир других целей, реализованных другими импульсами при поддержке других сил, и становится в один ряд с ними. Поэтому-то в одиннадцатой фазе ищется взаимопонимание в среде реализованных целей, происходят процессы, связанные с определением новых возможностей, новых путей, зарождается новый импульс, который впоследствии может привести к формированию нового цикла.

12 Четное число ДВЕНАДЦАТЬ, следуя за ОДИННАДЦАТЬЮ, должно символизировать восприятие результатов коллективного творчества какой-то средой. Специфика этого восприятия определяется смысловой оппозиционностью ДВЕНАДЦАТИ и ОДИННАДЦАТИ, то есть, если ОДИННАДЦАТЬ символизирует многочисленные единичные и разноплановые результаты коллективного творчества, то ДВЕНАДЦАТЬ должно являться символом их интеграции, например, в науку — разрозненная информация здесь превращается в синтетическое знание.

Результаты коллективного творчества воспринимаются в двенадцатой фазе, оппозиционной по положению шестой, воспринимающей результаты творчества индивидуального. Поэтому способы восприятия в этих фазах различны. Если ШЕСТЕРКА гармонизирует результаты творчества в соответствии с заранее заданной структурой, то в символике числа ДВЕНАДЦАТЬ заданность структуры отсутствует, на первый взгляд кажется даже, что здесь царит хаос.

На самом деле это, конечно же, не так. В двенадцатой фазе восприятие, освоение, отбор нужного и отсев лишнего идут в соответствии со скрытыми, внутренними критериями, иногда интуитивно. Главным при этом является не иерархическое взаимодействие, соподчиненность одного другому, гармония между «верхом» и «низом», как в шестой фазе, а адекватность той специфической среде, которая интегрирует результаты. Здесь нет места иерархии, нет сред «главных» и «подчиненных», все равны, но каждый выбирает для себя то, что ему нужно, есть селективность ассимиляции результатов цикла: они могут для кого-то не предствлять никакого интереса, а для кого-то быть очень значимыми.

Эта фаза как бы отделяет прошедший, завершающийся цикл от следующего.

Итак, в двенадцатой фазе цикл завершается. При этом подводятся итоги всего цикла, результаты его работы подвергаются широкой и всесторонней проверке и оценке, смывается все лишнее, наносное, малозначимое. То действительно ценное, значимое и нужное, что было произведено в этом цикле, становится общим достоянием и может служить первоначальным импульсом для нового цикла, то есть импульс, начинавший рассматриваемый цикл, получает дальнейшее развитие на новом уровне.

Если же в двенадцатой фазе ничего нового и ценного не было обнаружено, то «жизнь» породившего этот цикл импульса заканчивается.

Следует подчеркнуть, что целью проведенного анализа является не предельно полное исследование символики чисел , а описание свойств фаз циклов. Действительно, чем большим количеством способов может быть получено число, тем больше смысловых оттенков присутствуют в его интерпретации. Например, 8 = 1 + 7 = 2 + 6 = 3 + 5 = 4 + 4 = 4*2 = 2(3) =...= 80 - 72 =..., символ есть символ именно потому, что «лица», проявляемые им в конкретных задачах, неисчислимы. Мы же в процессе анализа использовали только четность восьмерки и то, что 8 = 7 + 1 = 2 + 6 (считая 6 половиной цикла). Поэтому, хотя свойства фаз циклов описать удалось, сам анализ символики чисел на полноту не претендует.

Рассмотрим на конкретном примере предлагаемый способ анализа процессов, протекающих во времени. Мы увидим при этом как абстрактный символ, выраженный числом, отображается на выбранную задачу.

Пример

Создание книги

1) Создание книги, например, романа, начинается с появления ее идеи, сюжета. Этот сюжет и является первоначальным импульсом цикла создания книги, то есть первой его фазой.

2) Появившийся сюжет оформляется, создается план книги — вторая фаза.

3) В третьей фазе, когда готов план книги, собирается информация о специфике места и времени действия, о среде обитания персонажей.

4) Полученная информация позволяет в следующей, четвертой фазе задать внутренний контекст книги, создать подробности сюжета, оформить взаимосвязи персонажей — появляется тот «материал», из которого вырастет книга.

5) Проделанная в предыдущих четырех фазах работа позволяет приступить к созданию текста книги. Если то, что делалось во второй, третьей и четвертой фазах носило технический характер, то теперь наступает пора творческой работы. Пишутся фрагменты текста, диалоги и монологи, описания — все, что составляет содержание книги. Язык текста, действия персонажей и отношение автора к ним, мысли по поводу сюжетных коллизий — все это определяется индивидуальностью автора, его творческой уникальностью.

6) После того, как текст книги создан, наступает пора авторского редактирования и правки. Уточняется композиция книги и места некоторых фрагментов, что-то может изыматься из ее текста, а что-то добавляться. Когда эта работа заканчивается, рукопись оформляется в соответствии с существующими правилами и требованиями.

7) Оформленная надлежащим образом рукопись представляется выбранному автором издателю, тому, кто готов сотрудничать с автором и на определенных, согласованных заранее условиях эту рукопись опубликовать. Выбранный издатель и представляет те внешние силы, которые дают первоначальному импульсу (стремлению создать, то есть издать написанную на определенную тему книгу) возможность дальнейшего развития, когда его собственные возможности уже исчерпаны.

8) Одним из условий публикации книги является ее соответствие требованиям издателя. Поэтому рукопись направляется его эксперту для рецензирования.

Как было сказано выше, восьмая фаза является кризисной. Если работа, связанная с решением проблем первых шести фаз, сама рукопись, по мнению эксперта удовлетворяет (сразу или после соответствующей корректировки) требованиям выбранного автором в седьмой фазе издателя, то процесс переходит в девятую фазу, если же нет, то цикл создания книги прерывается (написанная книга здесь издаваться не будет). Автору придется либо искать другого издателя, либо отказаться от публикации.

9) В девятой фазе формируется цель совместной деятельности, создается то, что впоследствии должно быть реализовано (в данном случае издано). То есть к рукописи готовится графическое оформление и иллюстрации, она редактируется, создается макет книги.

10) Готовый макет направляется в типографию и книга выходит в свет. Цель автора и издателя оказывается реализованной. Строго говоря, реализована творческая и техническая «части» цели — книга написана и издана, ни автор, ни издатель уже не властны над ее судьбой.

Однако, надо, чтобы эта книга принесла пользу автору, издателю и читателям, то есть была бы не только способом самовыражения автора, но и представляла интерес (значит была бы полезна) читателю и покупалась, окупая затраты на ее издание и принося прибыль. Это в конечном счете и является задачей литературного творчества с позиций общества, автора и издателя.

11) Изданная книга попадает в руки различных независимых от издательства профессиональных рецензентов, литературоведов, которые с условно объективных позиций оценивают ее достоинства и недостатки и определяют ее место в литературе, среди книг ее жанра, а также ее значение и место в творчестве автора.

12) С учетом мнения рецензентов формируется рынок для изданной книги. Она ищет своих читателей и, если находит, то их мнение о книге и авторе, основанное на личном восприятии, а не на профессиональной оценке, становится определяющим в ее судьбе и литературной судьбе автора. Если в среде читателей книга принимается, то она будет жить и переиздаваться, если же нет, то все затраты (включая интеллектуальные и эмоциональные) на ее издание окажутся напрасными и тираж пойдет на макулатуру.

Таким образом может быть исследован любой протекающий во времени процесс. И каждый раз, в каждом конкретном случае, на языке конкретной задачи будут получены свои выражения символики чисел. Наша же задача заключается в том, чтобы распространить полученные результаты на пространственные циклы, не связанные со временем, на знаки Зодиака и дома гороскопа.


На главную
Напишите мне

Hosted by uCoz